Со времен начатой Беларусью гибридной войны на границе Латвии после нелегального проникновения в нашу страну умерли по меньшей мере девять человек. Продолжится ли это предстоящей зимой?
С лета 2021 по март текущего года неправительственным организациям из Польши, Литвы, Латвии и Беларуси удалось зафиксировать данные о гибели 116 мигрантов на границе Евросоюза и Беларуси. Информация содержится в докладе “Опасный путь”. 100 смертей официально подтвердили власти стран. Еще о 16 случаях проводившие исследование получили информацию от других пересекавших границу лиц.
Истощение и замерзание, утопление в приграничных реках и болотах упоминаются в числе наиболее частых причин наступления смерти. Пять человек погибли в результате автоаварий, произошедших в попытках скрыться от полиции или погранслужбы. Однако обобщенная информация, по мнению исследователей, не раскрывает истинную картину, и в приграничной зоне число пропавших и умерших, скорее всего, гораздо больше.
Поиски пропавших затруднены. А опознать значительную часть умерших невозможно из-за отсутствия у них документов. Анна Грике из организации “Хочу помочь беженцам”, которая вместе с коллегой Иевой Раубишко в данном исследовании обобщила ситуацию на латвийской границе, рассказывает, что большинство беженцев намеренно уничтожает оригиналы документов, опасаясь депортаций.
Начальник Государственной пограничной охраны генерал Гунтис Пуятс призывает оценивать данные исследования “очень критично” – как те, которые предоставили сами нарушители границы, так и распространенную белорусскими СМИ информацию.
С 1 августа 2021 года пограничная охрана официально зафиксировала три случая гибели мигрантов в приграничной зоне Латвии. Однако Пуятс не исключает, что есть еще один случай, при фиксации которого пограничники не присутствовали. “Но еще вопрос, действительно ли они погибли в Латвии. О двух я точно помню, что было очевидно – их тащили”, – говорит Пуятс.
Пограничная охрана также зафиксировала случай, когда сами мигранты со стороны Беларуси перебросили на территорию Латвии двух своих. Один погиб, второго удалось спасти.