Министерство юстиции разработало пакет документов, предусматривающих включение арестантов в нормальную жизнь, в т. ч. в капиталистическую экономику.
Зона XXI века
Как всегда, локомотивом перемен обещает стать капитальное строительство. На фоне прочих инвестиционных проектов последних лет Лиепайская тюрьма действительно выглядит историей успеха. Весной 2021 года ООО Tiesu namu aģentūra объявило международную закупку на строительство нового места отбытия наказания, осенью следующего года был заключен договор, а сейчас строительство уже выходит на финишную прямую.
Ожидается, что в Лиепайской тюрьме на 1200 лиц переменного состава, размещенных в двухместных камерах, будут реализованы принципы “терапевтической общины”, основанные на применении новых технологий.
Лиепайская тюрьма обещает полное равенство — при отсутствии как “VIP–камер”, так и уголков для низших каст, на чем особенно настаивают в Брюсселе.
Уже весной 2026 года, когда Лиепайская тюрьма начнет принимать сидельцев, основную тяжесть контроля возьмут на себя современные системы наблюдения, тогда как живое человеческое внимание надзорсостава будет переключено на перевоспитание и ресоциализацию осужденных.
Министерство юстиции, возглавляемое Инесе Либиней–Эгнере (“Новое Единство”), рекламирует лиепайский проект:
“Архитектурные решения и запланированные технологические процессы в новой тюремной инфраструктуре создадут предпосылки для существенного сокращения или даже устранения проявлений неформальной иерархии. Например, решение по питанию заключенных полностью устранит проблему “специально отмеченных” блюд, столов и особенностей питания, указанных в отчетах омбудсмена, а предлагаемое решение по мытью заключенных (душ в камере) устранит проблемы, которые на данный момент создает неформальная иерархия заключенных в этой области (нельзя будет “разделить” душевые и т. п.). Аналогично организация других повседневных практических процессов в тюрьме будет такой, чтобы уменьшить возможности развития и сохранения неформальных иерархий заключенных (например, процесс стирки и т. д.)”.
Сколько стоит
Учреждение в пяти километрах от центра Лиепаи — на ул. Алсунгас, 29, займет немалую площадь в 30 гектаров. Смету в размере 126 млн евро освоили ООО Rem Pro (проектирование по образцу тюрьмы в Эстонии) и ООО Citrus Solutions (строительство).
Предполагается, что по завершении работ в тюрьме будет трудоустроено около 400 сотрудников, что явится немалым предложением для рынка труда Лиепаи. Не “Металлург”, конечно, но одним из крупнейших работодателей города будет точно.
Тем временем с 1 сентября в ЛР имеется только два типа тюрем — закрытые и открытые, причем обновленные пенитенциарные учреждения в Валмиере (два корпуса на 94 и 130 арестантов), Цесисе (80 мест для несовершеннолетних), Олайне (200 мест для страдающих зависимостями, строительство происходило в 2014–2016 гг. на средства финансового инструмента Норвегии), полностью соответствуют нормам Европейского суда по правам человека, куда нередко обращаются латвийские заключенные, считающие, что их несправедливо мучали. И порой добиваются существенных компенсаций.
“Интеграция бывших заключенных в общество и рынок труда”
Под таким названием с 2017–го по 2023 год Управление мест заключения, подчиненное Министерству юстиции, реализовывало проект на деньги Европейского союза.
Арестантам предлагалось выучить латышский и английский язык, а также освоить специальности: “Отделочные работы и ремонт помещений”, “Технология резьбы по дереву”, “Живопись и графика”, “Информатика”, “Ремонт бытовой техники”.
“Следует отметить, что приобретенные трудовые навыки не являются профессией, но могут помочь заключенному выйти на рынок труда после выхода из тюрьмы”, — указано в документе Минюста.
Наибольший рост числа участников всевозможных образовательных программ в тюрьмах Латвии был достигнут в 2022 году — 1904 (58% от общего числа, рост на 21% за год!)
Ресоциализация может начаться и до завершения тюремного срока, что подтверждает действующее в ЛР исправительное законодательство: “Осужденный принимается на работу за вознаграждение, если он подал письменное заявление начальнику места лишения свободы и имеется возможность обеспечить этому осужденному работу в месте лишения свободы или за его пределами”.
Как правило, применяется три модели занятости:
- для обслуживания хозяйственных нужд собственно пенитенциарного учреждения;
- для реализации экономических проектов внешних коммерсантов внутри тюрьмы;
- занятость вне места лишения свободы с возвращением в него для отдыха и сна.
При этом обязательно учитывается состояние здоровья заключенного, а также включение работы в план его ресоциализации.
По доступной статистике 2023 года, в Латвии работало всего 759 заключенных, из которых 288 трудились по обслуживанию мест лишения свободы (обеспечение питания, стирка белья, складские функции, ремонт помещений, уборка помещений и территории), а 471 человек на рабочих местах, созданных коммерсантами.
При этом определенное сокращение числа лиц, занятых на обслуживании тюрем — в 2017 году таковых было 446 — объясняется тем, что коммерческие фирмы приняли на себя функции обеспечения питания арестантов во всех 9 действующих местах лишения свободы. При этом участники рынка общепита практикуют наем работников среди арестантов (кроме Цесисского учреждения для несовершеннолетних и старой Лиепайской тюрьмы).
Зарплаты надзирателей
Минюст выделил в 2024 году повышенную сумму на оклады надзорному составу мест заключений — 9 418 949 евро. При этом средний размер оклада в месяц до выплаты налогов — 1722 евро.
При наличии 24–часового графика работы предполагается приравнять труд надзирателей к Национальным вооруженным силам.