Ситуация на рынке труда и демографические прогнозы в Латвии грустные. И для решения назревших проблема разработана “Стратегия развития человеческого капитала на 2024-2027 гг.”. Одна из задач – вовлечь в активную трудовую деятельность “внутренние резервы”, а таковых в Латвии порядка 70 тысяч человек. Планируется мотивировать на труд и пенсионеров от 65 до 74 лет, и инвалидов, и праздношатающуюся молодежь от 15 до 24 лет, и длительных безработных, и хронических неплательщиков алиментов. Рассказываем, каким образом.
Документ разрабатывался длительное время при участии ряда министерств и социальных партнеров, вызвав бурные обсуждения, поскольку касался тем, связанных с финансовыми вопросами, бюджетом, налогами, а также различных реформ и т. п.
В середине января 2024 года по итогам заседания Совета по развитию человеческого капитала министр экономики Виктор Валайнис заявил: “Я удовлетворен тем, что сегодня нам с министрами образования и благосостояния удалось договориться о концептуальной поддержке стратегии, разработанной Минэкономики. Понятно, что на рынке труда Латвии существует значительная нехватка квалифицированных работников, и я считаю, что
основным решением здесь является использование наших внутренних трудовых резервов, которые, по данным Банка Латвии, превышают 70 000 человек.
Существующая система переподготовки кадров и пожизненного образования не сработала достаточно эффективно, чтобы вовлечь этих людей в рынок труда и обучить их в соответствии с интересами и требованиями работодателей. В ближайшее время важно принять конкретные решения по совершенствованию этой системы”.
17 октября план действий “Стратегии развития человеческого капитала на 2024-2027 гг.” был рассмотрен на встрече госсекретарей. Министерству экономики поручено в сотрудничестве с Конфедерацией работодателей в течение месяца оценить возможность уточнений. Далее его предстоит отправить на утверждение правительству.
Ознакомимся со стратегией подробнее.
В документе указывается, что “ввиду ожидаемых демографических тенденций повышение уровня производительности труда является решающей предпосылкой для экономического роста”. А для этого нужны не только технологические инновации, но и перераспределение существующих ресурсов – и особенно “человеческого капитала”.
Отметим, что демографические тенденции действительно не радуют. В свежем прогнозе Eurostat указывается, что население Латвии может сократиться до 1,3 миллиона к 2070 году.
В стратегии развернуты “масштабы бедствия”. Если говорить простым языком, то население у нас стареющее, достаточно ленивое (производительность труда значительно ниже, чем по Европе), склонное к миграции, не слишком образованное, при этом молодежь не больно-то стремится изучать точные науки, пенсионеры не рвутся работать до гробовой доски, много злостных неплательщиков алиментов, работающих “вчерную”, и со всем этим надо что-то делать. Причем радикально.
В частности, указывается, что “в Латвии сравнительно большое количество экономически неактивного населения. Данные ЦСУ показывают, что в 2023 году 31,4% (432 тыс.) жителей в возрасте 15-74 лет были экономически неактивными (в том числе 159,6 тыс. из них (36,9%) в возрастной группе 65-74 лет). Они не были трудоустроены и не искали активно работу. В свою очередь, 13,7 тысячи молодых людей в возрасте 15-24 лет нигде не учатся и не работают”.
Документ гласит, что, дабы обеспечить устойчивый рост национальной экономики, необходимо решить определенные проблемы. А именно:
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ, СТАРЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
За период с 2000 по 2024 год население сократилось на 518 тысяч человек, из которых на долю миграции пришлось более половины (273 тысячи). Если в 2024 году доля населения трудоспособного возраста составляла 63% (из 1,87 млн жителей), то в 2060 году она снизится до 56%. Тенденции старения рабочей силы окажут наибольшее влияние на доступность работников средней квалификации.
СРЕДНЯЯ И НИЗКАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
Анализ данных предприятий за 2019-2022 гг. показывает, что уровень производительности среди компаний внутри одной отрасли существенно различается – в некоторых он уже превышает средний показатель по ЕС, но большое количество рабочих мест сконцентрировано на предприятиях со средней и низкой производительностью труда.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ЗАНЯТОСТИ
В Латвии наблюдается особенно низкая занятость в двух группах населения – молодежи и мужчин среднего возраста. Сейчас экономически активны 68,6% людей в возрасте от 15 до 74 лет. До 2027 года этот уровень надо увеличить до 72,5% и привлечь на рынок труда как минимум 23,5 тысячи человек (в качестве программы-максимум фигурируют 72 тысячи).
НЕСООТВЕТСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
К 2030 году нехватка высококвалифицированных специалистов в областях STEM (англ. science, technology, engineering and mathematics – естественные науки, технологии, инженерия и математика) может возрасти примерно до 10 тысяч. Также ощущается нехватка работников со средним профессиональным образованием. В среднесрочной перспективе в упомянутых областях может возникнуть дефицит порядка 46 тыс. сотрудников со средним профессиональным образованием, особенно в сфере инженерных наук и производства.
БОЛЬШОЙ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС НИЗКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО НАСЕЛЕНИЯ
Спрос на работников со школьным средним и начальным образованием будет продолжать сокращаться, что приведет к увеличению избытка рабочей силы. В результате
к 2027 году необходимо будет переквалифицировать 50 тысяч сотрудников.
НИЗКИЙ ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ НАСЕЛЕНИЯ
В Латвии в 2023 году доля населения, обладающего хотя бы базовым уровнем цифровых навыков, то есть умеющих работать на компьютере, составляла 45,3% (индекс DESI). Для сравнения: в Эстонии в 2023 году таких людей было 62,6%.
Однако есть и хорошие новости. Если грамотно решать упомянутые вопросы, то к 2027 году можно не только увеличить производительность до 72% от среднего уровня по ЕС (сейчас она на уровне 60%), но и среднюю брутто-зарплату поднять с нынешних 1537 евро до 2000 евро.
Что для этого предполагается сделать?
Усилить обучение в области технических и естественных наук (STEM)
Не секрет, что с любовью к точным наукам у латвийских школьников просто беда. В вузах также в приоритете социальные науки, право и коммерческая деятельность. И интерес к “тяжелым” дисциплинам надо как-то подогревать.
У школьников должна быть возможность заниматься в кружках, индустриальных центрах и т. п., чтобы возникал интерес к технике, деревообработке, химии и физике. Также надо усовершенствовать учебные материалы и сделать их более доступными для восприятия – особенно в тех направлениях, с которыми многие не ладят (математика, физика и т. п.).
Вузы тоже должны быть больше ориентированы на практические знания, чтобы у будущих студентов не возникали сомнения, что им негде будет потом применить освоенные навыки. Для этого необходимо привлечь работодателей к разработке учебных моделей, должна быть возможность стажировки на предприятиях.
Планируется и финансовая поддержка усовершенствования обучения точным наукам.
Немаловажно, что в стратегии упоминается возможность погашения студенческих кредитов для выпускников педагогических программ. Ведь не секрет, что с учителями и преподавателями, особенно по точным наукам, в Латвии тоже не все ладно.
Также указывается на необходимость стимулировать вузы и колледжи, а также работодателей, чтобы они предлагали программы переквалификации и обучения для взрослых (пожизненное обучение).
Расширить рынок труда
Если работников не хватает, то их надо откуда-то привезти – из других регионов страны или из-за границы. В стратегии сказано, что необходимо увеличить мобильность рабочей силы и доступность жилья. Для этого предполагается развивать программу арендного жилья в центрах экономической активности.
Квалифицированную рабочую силу не возбраняется привлекать из-за рубежа. Так что надо усовершенствовать процессы, чтобы граждане третьих стран, в т. ч. Украины, могли успешно включиться в рынок труда (визы, языковые вопросы и т. д.), а работодателям была доступна информация о том, как все это организовать.
Привлекать на рынок труда экономически неактивные группы населения
Тут авторы стратегии подняли весьма широкий пласт вопросов, включая налоговые и юридические. Так что их предстоит решать комплексно и вряд ли быстро.
Предполагается пересмотреть систему минимальных объектов обязательных взносов государственного социального страхования, в том числе для молодежи до 24 лет, а также пособия родителям по уходу за малолетними детьми для мотивации более быстрого возвращения на рынок труда.
А еще – усовершенствовать систему частичной занятости, а также оценить условия оплаты больничных листов. Отметим, что в данный момент работодателям зачастую невыгодно оформлять персонал на полставки, потому что обязательные взносы соцстрахования все равно надо платить как с минимальной зарплаты: в какую сторону это намечено реформировать, не уточняется. Вопрос же больничных листов уже поднимался.
В частности, Латвийская конфедерация работодателей заявляла, что надо меньше болеть и скорее выходить на работу.
Также разработчики документа указали, что надо привлечь к легальному трудоустройству лиц с кредитными долговыми обязательствами и разработать механизмы мотивации для неплательщиков алиментов для перехода из теневой экономики к легальной занятости.
В принципе, к труду на благо родины намерены приобщить всех: и инвалидов, и “молодежь, находящуюся в неблагоприятной ситуации”.
Не оставят без внимания и пенсионеров. Стратегия предусматривает разработку стимулирующих механизмов для интеграции людей пенсионного возраста в рынок труда. И если с в 2023 году количество работающих пенсионеров в возрасте 65-74 лет составляло 50,8 тысячи человек, то к 2027 году их должно стать 58,8 тыс.
Также упоминается и пересмотр пенсионной системы, чтобы “уравновесить период активной трудовой жизни с возможностями дольше оставаться на рынке труда”.
Что касается методов мотивации всех фигурантов, то в стратегии в основном речь о создании обучающих программ и условий, чтобы у людей был стимул трудиться (переквалификация, создание рабочих мест для инвалидов, обучение пенсионеров, льготы для работодателей, вкладывающих в обучение, и т. д.). На это предусмотрено привлекать средства из Еврофондов. Все это достаточно подробно расписано как в самой стратегии, так и в объемной справке.
А вот что касается всех вопросов, связанных с налоговыми реформами, должниками, больничными, пересмотром пенсионной системы и прочим, то они изложены лаконично. В справке, приложенной к стратегии, указывается, что вопросы нуждаются в более широком обсуждении в рамках компетенции “Группы по координации совершенствования налоговой политики”.